В конце 2018 года мне посчастливилось посетить Музей русского импрессионизма в Москве.
Как я там очутилась?
Я тогда работала в в Московской области вахтовым методом. Закончилась вахта, а поезд уходил только ночью. Оставила вещи на Белорусском вокзале, где работают мои знакомые и пошла в город погулять. Вышла на Ленинградский проспект, вдали синеет купол какого-то здания. Надо бы узнать, что за здание. Пошла пешком. А тут с правой стороны здание бывшей кондитерской фабрики “Большевик”. Вижу табличку: “Музей русского импрессионизма”.
Хочу сказать, что меня с юности интересовали работы известных художников. При малейшей возможности любила посещать художественные музеи и галереи. Например, в Минске, пока была на практике, посетила все музеи и театры. Пишу в прошедшем времени, потому что как уехала работать по направлению, все это прекратилось.
Итак, как увидела табличку, постояла и решилась посетить музей.
Зашла как-то неуверенно в здание музея. Меня встретили приветливые сотрудники. Познакомили с правилами, объяснили где что находится. Сколько билет стоил, я уже не помню, но скидка для детей и пенсионеров есть. Цена была вполне доступная. Моя неуверенность быстро прошла.
Но самое интересное, оказывается, с 4 октября 2018 года по 27 января 2019 года здесь проходит выставка “Давид Бурлюк. Слово мне!”.
Признаюсь, я и не знала, что был такой художник!
Давид Бурлюк (1882-1967) — русский футурист, родился на Украине. В детстве лишился глаза и ходил со стеклянным протезом, став оригинальной знаменитостью. Чудом не погиб во время Гражданской войны, эмигрировал сначала в Японию, а затем — в США. На Родину не вернулся, хотя принимал активное участие в просоветски настроенных художественных кругах.
Начинал как импрессионист, но затем стал одним из наиболее заметных деятелей русского авангарда ‒ футуризма. Его друзьями были Хлебников, Малевич, Гончарова, а Маяковский считал его своим учителем! Сегодня имя Давида Бурлюка незаслуженно забыто.
Но раз попала случайно на эту выставку, то надо посмотреть. Уже потом в интернете прочитала, в чем суть авангарда.
Коротко о футуризме.
Футури́зм, как авангардное течение, возник в искусстве в 1910-х — начале 1920-х годов. Особенно был развит в России и Италии. 20 февраля 1909 года считается официальной датой создания футуризма. Именно в этот день итальянский поэт Филиппо Маринетти в популярной газете опубликовал «Манифест футуризма». В документе объявлялся культ будущего под названием «футуризм» (в переводе от лат. futurum — будущее).
Прославлялись движение, скорость, энергия, передовые достижения науки и техники того времени. В российском футуризме большее значение придавалось теме одиночества человека в современном мире.
Работы художников этого направления отличают яркие цвета и строгие формы, желание автора изобразить предметы в движении, философский подтекст сюжета.
О выставке
Выставка Давида Бурлюка расположилась на 1 этаже (подвал).
По хронологии экспозиция поделена на три зоны.
1-я зона ‒ ранние работы, выполненные в жанре импрессионизма.
Открывает выставку " Портрет матери", написанный в 1906 г. Приятно смотреть на эту картину. От нее веет теплотой.
К сожалению, я ее не сфотографировала, постеснялась. Только потом, когда увидела, что другие посетители фотографируют, и я последовала их примеру. Нет чтобы сразу спросить у охраны, можно ли фотографировать. Много работ, посвященных природе.
"Букет желтых цветов" - 1918 г
"Голова мальчика" - 1917 г
"Полдень на Днепре" - 1910 г
2-я зона. Здесь по представленным работам можно видеть, как художник постепенно переходит к футуризму.
"Портрет моего дяди"
"Каменщик" - 1912 г
В третьем разделе выставки ‒ произведения, созданные в эмиграции. Представлены полотна в духе футуризма, созданные в Японии и в Америке.
Хотя я полнейший дилетант в области авангардизма, но все же при вдумчивом рассмотрении картин и мне что-то стало понятным. Даже некоторые вещи понравились. Особенно понравилась картина “Японка, сеющая рис”, написанная в 1920 году.
Давид Бурлюк, оказывается, был еще и поэтом. На выставке есть отдельный тематический блок, где размещены издания Бурлюка: макеты поэтических сборников “Лысеющий хвост” с рисунками и сборника “Молоко кобылиц”.
В музее с помощью современной технологии можно перелистывать страницы сборника, некоторые работы можно разглядывать под лупой.
Экскурсии
Организованы экскурсии:
- По временной выставке. Посетители могут пройти вместе с гидом по художественному пути Давида Бурлюка от ранних малоизвестных пейзажей к лучшим авнгардным движениям.
- По основной экспозиции. Можно узнать столетнюю историю русского импрессионизма.
- По временной выставке для детей. Для детей 7 - 11 лет проводится путешествие-эксперимент “Бурлюк-плюк-плюк!”. Занятие представляет собой интерактивную экскурсию с перевоплощениями, а также состоит из дискуссий, экспериментов и заданий.
- По основной экспозиции для детей. Созданы специальные программы и мастер-классы для детей от 4 лет. Тур по музею для школьников 7-12 и 13-17 лет.
- Экскурсия с куратором.
Есть также индивидуальные экскурсии: запись по адресу TOUR@RUSIMP.ORG
О музее
Музей находится в цилиндрическом здании, похожем на космический корабль. В здании когда-то был склад муки и сахара кондитерской фабрики “Большевик”.
На первом этаже вестибюль, кассы, гардероб; находятся временные выставки, учебная студия, мультимедийный зал, магазин “Серовин и Коров”, туалет. На 2-ом этаже ‒ основная экспозиция, начало осмотра. На 3-м этаже ‒ основная экспозиция, продолжение осмотра. Здесь также можно попить кофе в кафе Nook Cofee & Art.
В музее были представлены произведения Валентина Серова, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского.
Организовываются постоянные и временные выставки круглый год, без выходных. Проходят лекции и мастер-классы для взрослых и детей, театральные постановки, специальные программы к праздникам, интеллектуальные игры и концерты для всей семьи. В магазине “Серовин и Коров” можно приобрести книги и сувениры.
Часы работы:
Понедельник - воскресенье 11:00 - 20:00
Среда - четверг 12:00 - 21:00
Телефон: +7(495) 145-75-55
Адрес: Москва, Ленинградский проспект, д.15, стр.11.
Недалеко находится станция метро Белорусская.
Выводы
Музей понравился. Обстановка уютная и спокойная. Перед некоторыми полотнами находятся колбы с запахом (запахи тех мест или объектов, изображенных на полотнах) и мини барельефами полотна. Довольно оригинально. Также для меня были необычными интерактивные стеклянные модули. Нажав на нее можно узнать о профессии художника.
Я осталась довольна посещением Музея русского импрессионизма. Нисколько не пожалела потраченного времени.
Приходят мысли, что столько прекрасного создано человечеством, а мы часто проходим мимо.
Оставить комментарий