Об авторе

Здравствуйте, дорогие читатели!

 Зовут меня Галина Суслова, в девичестве - Ербулаткина. Родилась  в 1956 году и выросла в деревне Карк-Сирма Красночетайского района Чувашской Республики. Отец - военнослужащий (к моменту моего рождения в отставке), мать - крестьянка. Братьев и сестер у меня нет, у моих родителей я единственный ребенок. 

Я всегда завидовала тем семьям, где несколько детей. На нашей улице в каждом доме было по 4 - 6 детей. Бывало, придут ко мне мои подруги играть, а когда соберутся домой,  я не хочу их отпускать, подбегаю к двери, загораживаю им выход. Помню случай, уговорила подружку остаться  у нас ночевать. И вот ночью к нам стучатся. Заходит отец этой девочки, смеется и рассказывает:- “Собрались спать ложиться, стал считать детей, одного ребенка не хватает”.

 Садиков тогда  не было, дети днем оставались на попечении бабушек. Тяжело было, люди жили бедно. Я-то росла в более обеспеченной семье: отец получал приличную пенсию, в семье всего один ребенок. В начале 60-х годов хлеба не хватало, люди за хлебом ездили в г. Ядрин (соседний районный центр) и брали с собой детей, чтобы они в очереди стояли, так как в одни руки давали только 1 буханку хлеба, ведь в семье  несколько человек. Но потом жизнь  постепенно стала налаживаться.

 Но, несмотря ни на что, детство наше было веселое. К вечеру летом вся детвора высыпала на улицу: играли в разные игры, даже юноши и девушки подключались к играм. Только гвалт стоял на улице.Вечерами молодежь собиралась на завалинках, песни под гармошку, танцы. Мы, подростки, где-нибудь в сторонке сидели и слушали. Зимой, конечно, катание с горки на лыжах и на санках до темна. Привязывали друг другу санки и спускались с горки. Однажды я вывихнула колено, нога не выпрямляется, ходить не могу. У нас в деревне жила одна старуха, которая умела вправлять вывихи. Мама повезла меня к ней. Прощупала старушка мою колено со всех сторон и говорит:- “Вот щелкнуло, косточка встала на место”. Никакой боли я при этом не почувствовала. Действительно, нога стала двигаться. А ее невестка смеётся: - “Что уж она могла услышать, когда почти глухая”. Видимо, она чувствовала руками.  

Учеба

Школа

 Училась я в трех школах. В нашей деревне была только начальная школа. На нашей улице мои подружки были старше меня на год, а то и более. Мне очень хотелось в первый класс пойти вместе с ними, а мне только 6 лет, и родители не пускали. Все равно собралась, попросила разбудить меня утром. Не разбудили, и когда я вскочила и выглянула в окно, дети уже идут в школу. Я опоздала. Но все, что делается, к лучшему. В восьмилетней школе, куда мы потом ходили, мы попали к сильному учителю математики.

Кроме учебы участвовала в школьной художественной самодеятельности: пела в хоре, танцевала, читала стихи со сцены деревенского клуба. Случалось, от волнения забывала слова. Также собирали макулатуру, металлолом, весной сажали деревья. Помню,в 4 классе моя одноклассница принесла в школу шариковые ручки (у нее мать работала продавщицей), и мы по-очереди пробовали писать ими. Это были первые в нашей жизни шариковые ручки. 

Учиться мне нравилось и училась я хорошо, только один раз за время учебы в школе получила “двойку” по физике, и то из-за озорства на уроке. Была любознательной, а в деревне того времени где еще получишь знания, кроме как по учебникам и книгам из библиотеки. Моему развитию также способствовал отец. Он решал со мной задачи по математике, если у меня не получалось, научил меня играть в шахматы (это было во втором классе). Правда, шахматы я потом забросила. Отец участник войны, учился в свое время в академии им. Жуковского, много знал. Мы с ним много разговаривали, и когда его не стало, для меня мир рухнул. Я стала хуже учиться, начал болеть желудок. Так бы и продолжалось, пока не вмешался наш классный руководитель. Я сумела взять себя в руки и окончила восьмилетнюю школу на “отлично”.

5 класс. Я 1-я в ряду.

 Росла я озорным ребенком. Чего только не придумывали: курить вместе с подружками пробовали, где зачинщицей была я; лазили по чужим огородам за огурцами и яблоками, хотя и своих было полно; крепили с помощью булавки к окнам болты, привязанные к длинной нитке,прятались на противоположной стороне улицы, тянули за ниточку  и стучали по окнам, пока хозяева не выскакивали из теплых постелей и не гонялись за нами; пыталась  прыгнуть с крыши, используя в качестве парашюта одеяло. Хорошо хоть догадалась сначала спустить с крыши плетюху. 

С пятого по восьмой класс училась в восьмилетней школе в соседней деревне, которая находилась в трех километрах от нас. В любую погоду ходили пешком. Зато перестала болеть простудными заболеваниями. Чем занимались летом? Кроме работы в своем огороде и прохождения летней практики в школе подростки подрабатывали в колхозе: прополка, поливка, работа на току, на сенокосе. У меня такой необходимости не было, но как усидишь дома, когда все в поле. 

2-ой ряд, третья слева

Среднюю школу закончила уже в третьей школе, которая находилась в пяти километрах от нас, если идти по шоссе. Но мы ходили через овраг по полю, так покороче. Там была протоптана тропинка. Зимой, чтобы её не задувало, ставили вдоль тропинки ветки. Только весной, когда маленькая речка разливается, выходили к автобусу. Эти два года учебы запомнились на всю жизнь. Все двоечники и хулиганы отсеялись после восьмого класса. Четыре параллельных класса, новые учителя, новые знакомства, романтика, первая любовь. Легко давалась математика, полюбила физику, к биологии относилась несерьезно, достаточно было прочитать параграф в перемену, чтобы получить “пятерку”. Здесь же я полюбила спорт, участвовала на районных соревнованиях по лыжам и по бегу.

Студенческие годы

Школьные годы закончились, встал вопрос: куда пойти учиться. Отец у меня был военным летчиком, и мне хотелось пойти по стопам отца, связать свою жизнь с авиацией. Думала: пойду учиться в авиационный институт. Тут классный руководитель, учитель физики, отсоветовал: мол, учиться будет очень сложно и т.д. Наверное, он знал о моих способностях. Ведь не каждый понимающий  физику имеет инженерную жилку. Однажды он пригласил меня поехать с ним в Чебоксары и познакомить меня с пединститутом. Я и подала документы в педагогический, на физмат по специальности физика, хотя никогда не мечтала быть учителем. Решила, что на подготовительные курсы записаться не обязательно и поехала домой, толком не узнав, по какому предмету будет первый экзамен. Дома готовлюсь к математике, а приехав за день до начала экзаменов, узнаю, что первый экзамен - физика. Я и “провалила” физику. До сих пор помню, какие вопросы достались на экзамене. 

У ЕГЭ есть один  “плюс” -  можно подавать копии сертификата, документов в разные ВУЗы. Тогда такой возможности не было. Получила в райкоме комсомола направление на “комсомольскую стройку”. Романтика позвала. Тогда в Чебоксарах начали строить единственный в стране завод промышленных тракторов. Вот я и проработала полгода с тремя, такими же как я, девчонками разнорабочей на строительстве девятиэтажного общежития для тракторостроевцев. Тяжелый физический труд, грязь. Зимой  грелись у костра на девятом этаже.

 На следующий год я решила поступить в геологический институт ( мечтала когда-то, меня очень привлекали минералы). Поехала в Казань, но там, оказывается, надо подавать копии документов, а у меня их не было. Некому посоветовать, я ездила одна, без сопровождения. Отца тогда уже не было, а мать с двумя классами образования (как так получилось - это отдельная история). Прилетела из Казани в Чебоксары, еду в троллейбусе. Купила проездной билет и думаю, что если попадется счастливый билет, то буду подавать документы в Чебоксарах. Номера оказались счастливыми ( по какому признаку сие определялось я уже не помню).

Как я выбирала факультет.

Приехала в Чувашский госуниверситет им. И.Н.Ульянова. Зашла в приемную комиссию, а там полукругом столы с разными факультетами. Иду и вижу:  электрификация промышленности, электротехнический факультет. “Сюда что ли подавать, да  непонятно, чем они занимаются”. А вот и физмат. Поступила легко, экзамены показались несложными.

 Учиться было не просто. Особенно квантовая механика. Сдала только с третьей попытки. С четвертого курса начиналась специализация, было четыре кафедры. Я выбрала теплофизику и диплом писала уже в НИИ в г. Минске. Город тогда мне очень понравился, и люди доброжелательные.

В ЧГУ на физмате студентов готовили для научной работы, для работы в разных лабораториях при заводах, но  одновременно готовили и для педагогической деятельности. Была и педагогическая практика в пионерских лагерях, в школе на пятом курсе.Но методики преподавания нам дали недостаточно. Среди нас никто особо не стремился пойти в школу, старались загодя искать себе работу вне школы. Наверное, человек десять из наших 50 выпускников отделения физики  попали в школу, в том числе и я. Отличилась на педпрактике, получив “отлично”.

Параллельно с учебой шла моя спортивная жизнь. Все четыре года я занималась велоспортом на шоссе. Тренировки три раза в неделю, а в сезон и четыре раза, поездки на студенческие соревнования, они назывались “министерскими”. Летом проживание в спортивном лагере на берегу Волги и опять тренировки. Даже по два раза в день выезжали на трассу. Товарищеские отношения, шутки, смех, вечером танцы. Во многих городах Советского Союза побывала. Воспоминания на всю жизнь.

Работа 

Направили меня в Порецкий район на юге Чувашии. Район русскоязычный с очень богатой историей. История гласит, что село Порецкое обосновали в шестнадцатом веке сосланные из Углича и Москвы провинившиеся бояре со своей челядью. И в говоре поречан много из старомосковской речи. Было несколько школ, где нужны были физики,  и я выбрала Кудеихинскую восьмилетнюю школу. Через село проходила республиканская трасса, и мне было удобно по выходным ездить к матери. Здесь же вышла замуж, двое детей - сын и дочь. Преподавала я физику и математику. В коллективе было два враждующих лагеря, какие-то интриги. Хотя учителя как специалисты были сильные, хорошие знания давали. Все видимо ждали, к кому я примкну. А я никогда не была интриганкой и так и не стала им. Было тяжело. Желания работать учителем не было, методики преподавания никакой. И вот однажды на педсовете уже немолодая учительница начальных классов сказала:- “Мы стараемся дать ученикам хорошие знания, учим их, а вот приезжают молодые с таким отношением, и все наши усилия идут  насмарку”. После таких слов мне стало стыдно и я стала потихоньку учиться у опытных учителей. Много посещала открытые уроки, тогдашнему завучу спасибо за некоторые подсказки. Увлеклась разными методиками преподавания, стала  их осваивать . Через девять лет работы сама стала замом по учебно-воспитательной работе.

Мой класс 

 В 1991 г. построили новую типовую среднюю школу. Успели до развала Советского Союза. Новое оборудование, кабинет физики. В начале 90-х компьютеры были только у нас да в центральной школе. Правда, это были совсем другие  компьютеры образца БК. Потом в 1998 году наш бывший выпускник-бизнесмен подарил нам современный компьютер. Вот тогда я (к тому времени уже была  директором школы) и наш завуч первые в нашей школе, не считая учителя информатики,  научились обращаться с компьютером. Работать стало интереснее. Интриги тоже сошли на нет. 

 О второй половине 90-х вспоминать не хочется. По пять месяцев зарплату не получали. Сын учился в техникуме, а денег нет. Утром просыпаюсь и первая мысль: где найти денег.  Никакого обеспечения школам. Но мы не только школу сохранили в хорошем состоянии, но и работали весьма творчески. Как-то главбух РОО, когда я уже не работала директором, сказала:- “Когда вы с Ольгой Алексеевной (завуч) работали, то ваша школа гремела в районе”. На счет “гремела” не знаю, но мы в районе по всем показателям всегда входили в первую тройку. 

В школе я проработала 32 года. Иногда слышу хорошие отзывы о моих уроках от бывших моих учеников, что кто-то  после моих уроков выбрал технический ВУЗ. И думаю, что все-таки я не впустую проработала в школе, хотя в молодости и не собиралась стать учителем.

На пенсии 

В 2011 году мне исполнилось 55 лет и летом, во время отпуска,  поехала в Москву подзаработать на завод ЖБИ “БЕТИАР - 22”. Работала вахтовым методом контролером  ОТК.  К тому времени там работали муж, сын, дочь и невестка. В общем вся моя семья. Меня определили на открытый полигон, где в кассетах выпускали изделия для крупнопанельных домов. Дочь взяла надо мной шефство. И вот стоим наверху, на 4-х метровой высоте, где из кассет вынимаются панели. Ветер, пыль, грохот, под ногами все дрожит.

Думаю: куда я попала, сбежать что ли отсюда. А дочь-то моя работает. Стыдно. Осталась.

 В мои обязанности входило маркировать изделия, проверять готовые каркасы по чертежам перед тем, как их опустят в кассеты, правильно ли собирают каркасы некоторых изделий на земле и много чего. Попутно я училась разбираться в чертежах. Хотя мне приходилось в школе преподавать и черчение тоже, но они отличаются как небо от земли от технических. Втянулась, понравилось. И еще. Всю жизнь проработала в школе в сельской местности у всех на виду. Конечно, развивается определенная зажатость. И я на заводе стала постепенно оттаивать. Кто проработал на заводе БЕТИАР-22 хотя бы год, знает, как затягивает жизнь на этом заводе. На территории завода расположены общежитие и вагончики-бытовки для семейных. И живут здесь люди как в коммуне, или как в большой деревне. Все друг друга знают. И вот мы жили в вагончике, все удобства были в здании сбыта. Утром иду из бытовки, песни пою. Настолько я себя чувствовала свободным человеком. Думала, две вахты отработаю и вернусь обратно в школу. Вернулась, месяц проработала, тянет обратно на завод. Взяла на 1 год академический отпуск и поехала в Москву. А потом не захотела вернуться в школу. В 2012 году уволилась из школы. На заводе проработала около четырех лет. Еще бы работала, но он закрылся, все оборудование перевезли в г. Клин. 

Что делать? Дома сидеть? В школу уже не вернуться, мое место занято. Посоветовали пойти в охранники. Выучилась, поехала в Москву. Устроилась в одном из ЧОПов, стояла в больнице. Вот тоска-то, скука. Спасибо, муж через полтора года моей работы в охране подарил мне на день рождения ноутбук. С собой в Москву возила. Проработала четыре года в охране. За это время поменяла пять ЧОПов.

Интереснее было работать в кино-клубе Эльдара Рязанова, я там сидела у мониторов в ночное время. Там выступали с концертами звезды эстрады и кино. Звучала живая музыка. Где бы я еще слушала  живую музыку, увидела бы таких известных людей на расстоянии вытянутой руки?

Последним  местом работы была Московская детская железная дорога в дачном поселке Кратово в Раменском районе. Рядом г. Жуковский. Я раньше и не знала, что есть такая дорога. Я будто попала в дом отдыха. Рядом озеро, на территории сосны и ели. Вдоль дороги растут туи. Настолько воздух чистый. Пообщаться с инструкторами, с детьми тоже было интересно. Но за восемь лет работы по вахте устала ездить, таскаться с сумками в метро и переходах. И я окончательно уволилась и теперь сижу дома.

 Только вот на одну пенсию жить не интересно. Хочется поездить, посмотреть мир, хочется иногда делать подарки внучкам. Также и мозги иногда напрягать полезно. Давно интересуюсь заработками в интернете, но пока плохо получается.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение